Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в целях формирования положительной мотивации и развития творческих способностей учащихся. |
Моя аттестация | Главная | Пишите мне |
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А. Сухомлинский
Предисловие… Педагогическая концепция... Что это? Есть ли у меня своя учительская концепция? Поставленные перед собой вопросы, подтолкнули, прежде всего, заглянуть в энциклопедический словарь, где читаем определение слова “Концепция”: (от латинского conceptio – понимание; системы), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. И на основе анализа собственного опыта, смею утверждать: “Да, есть!”. Прежде чем излагать ее содержание, хотелось бы остановиться на причинах, побудивших меня к разработке новых подходов в преподавании музыки. Во-вервых, сама нынешняя система образования столкнулась с рядом трудностей и противоречий, которые в полной мере относятся к преподаваемому мною предмету “Музыка”. За окнами XXI век. Человеческая цивилизация, пройдя доиндустриальный и индустриальный этапы своего развития, вступила в свой III этап – информационный. Особенностью нынешнего этапа является то, что самым важным, выгодным и массовым – впервые в истории – товаром становится информация. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. В этом космосе (или хаосе?) информации труднее будет влиять на мировоззрение подрастающего человека, и это в равной степени касается как государственных средств массовой информации, так и школы. Сегодня в развитых странах только около 10 % населения заняты в поточно-массовом производстве. Зато все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает новая центральная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Трудно живётся, и будет еще труднее, тем людям, которые не научились делать выбор. Теперь это стало творческой, открытой задачей. Выбрать специальность и место учебы, поменять место жительства или найти новую работу, даже просто сделать покупку – все становится открытой задачей, потому что появилось огромное пространство выбора. В этом пространстве нужно учиться жить. И даже здесь есть выбор. От века основной функцией Образования было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура - это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения - все это элементы культуры. Основное противоречие современного образования, связанное с этой функцией, — это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями. Но может многих из них вооружить методами решения новых задач. Таким образом, подготовить ребенка к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше, - вторая основная функция образования, появившаяся в результате научно-технической революции. На мой взгляд, сейчас именно это становится для общества главным. Во-вторых, изучение предмета “Музыка” вызывает сопротивление юных рационалистов, относящих “Музыку” к малозначимому, ненужному предмету. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой. Ещё Пифагор создал свою “школу мудрости”, положив в её основу два “искусства – музыку и математику”. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. На протяжении столетий в развитии европейской культуры “музыкальный акцент” продолжал существовать и активно участвовать в процессе образования. На рубеже третьего тысячелетия самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь на Музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудности обучения. Ведь наука давно и бесспорно доказала, прямую зависимость между успехами в музыкальной школе и у классной доски. Музыка развивает пространственное и ассоциативное мышление, стимулирует работу мозга, способствует развитию речи и памяти, развивает трудолюбие, воспитывает терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Кроме этого, правильно подобранная музыка оказывает благоприятное воздействие на психику и здоровье человека. Программы общеобразовательных учреждений “Музыка”, предусматривают в ходе изучения курса достижение многих целей, направленных на: · становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; -развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; -освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музыцировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; .-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира ,музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Таким образом, чтобы реализовать цели, основной задачей в моей работе стало сделать предмет “Музыка” интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников. Через повышение слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. На мой взгляд, наиболее перспективными принципами педагогической техники являются принципы, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств» Что для молодёжи современно и интересно? Прежде всего, информационно-компьютерные технологии. Информационно-коммуникационные технологии на уроках искусства О том, что уроки художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления музыки и изобразительного искусства (а не пения и рисования) в школе. Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”? Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития. Надо сказать, что в настоящее время многие используют развивающие и обучающие музыкально-художественные программы для развития творчества детей. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления. Так, например, на уроках музыки в начальной школе я достаточно широко использую интерактивные обучающее-развивающие программы с игровым сценарием, ориентированные на дошкольников и младших школьников. Такими являются “Чайковский. Щелкунчик”, “Мусоргский. Картинки с выставки”, “Сен-Санс. Карнавал животных” из серии “Восприятие и творчество”. С учащимися 5 – 6-х классов мы начинаем работать мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний “Просвещение-МЕДИА”, “МедиаХауз”, “Новый диск”. Эти программы имеют такие положительные моменты, как: · представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; · различные эффекты вывода текста и графических фрагментов; · работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы; · интерактивность – активная роль пользователя. Ребята постарше (7 – 8-е классы) для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству учащиеся пользуются энциклопедиями на CD-ROM, такими как “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” на 10 CD и “Большая Советская Энциклопедия” на 3 CD, “Энциклопедия современной музыки” на 2 CD. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые: · поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; · имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; · поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций; · включают в себя аудио- и видеофрагменты; · включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов. Среди большого количества преимуществ у готовых программных продуктов есть, на мой взгляд, и ряд недостатков: - малое количество “обучающих” программ связано со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом; - нет адресности на определённую группу пользователей; - большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока. В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. Таким образом, современные мультимедиа энциклопедии, словари, игры с элементами обучения (не все!) требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя и методиста. Однако если в некоторых программах не предусмотрено пространство для творческой работы учащихся, то много возможностей для творчества учителя: CD содержат качественный иллюстративный материал, обширные комментарии, словари т.п. Таким образом, для художественного образования содержимое CD пока может служить “сырьём”, на основе которого учитель, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству того или иного композитора или художника, а также тесты-опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это: - можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса; - позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе; - позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями. Мультимедиа презентации на уроках Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую: · во время знакомства с творчеством того или иного композитора · при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов · во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием · во время изучения темы «Вариационная форма в музыке» 7 класс · опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». · русские традиции языческих праздников. · «Через эпохи» 8 класс о направлениях и жанрах музыки. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету. Web-странички на уроках Представляют собой набор страниц, объединённых между собой общим замыслом или темой и переход между которыми осуществляется с помощью гиперссылок. Они содержат в себе тексты, портреты, репродукции с картин и их краткое описание, и, обязательно, музыкальные фрагменты для звукового восприятия. Кроме того, могут вк |